Статья: Возврат средств за неиспользованный подарочный сертификат его владельцу
(Филиппова О.В.)
(«Главная книга», 2024, N 6) Стоит отметить, что отсутствие чека на приобретение подарочного сертификата не является основанием для отказа в возврате денег. Суды также поддерживают точку зрения, что наличие чека у владельцев подарочных карт необязательно. В одном из дел парфюмерный магазин отказался вернуть деньги владелице сертификата при отсутствии чека и доказательств покупки именно в этом магазине. Суд отметил, что потребитель не обязан доказывать право владения подарком, поскольку сертификаты не именные и подтверждение покупки кассовым чеком затруднительно или невозможно. Штраф от Роспотребнадзора остался в силе.
Ситуация: Как обменять качественный товар?
(«Электронный журнал «Азбука права», 2025) Потребитель имеет право обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный у продавца, если товар не подошел по форме, размеру, фасону, расцветке или комплектации. Исключением являются некоторые непродовольственные товары, которые не подлежат обмену и возврату на указанных основаниях (например, предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, белье). Также не подлежат обмену продовольственные товары надлежащего качества (ст. 502 ГК РФ; п. 1 ст. 25 Закона от 07.02.1992 N 2300-1; Перечень, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463).
Нормативные акты
«Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с противодействием незаконным финансовым операциям»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020) По данным налогового органа, подтвержденным банковской выпиской, на расчетный счет организации в течение одного дня поступали денежные средства от различных видов деятельности (реклама, бухгалтерское консультирование, поставка оборудования, подбор персонала, транспортные услуги, продажа парфюмерии и др.) на сумму 80 миллионов рублей. В тот же день средства были перечислены на счета 20 физических лиц, включая ответчика, с одинаковым назначением платежа («возврат средств по договору займа»). Впоследствии операции по счету не проводились.
Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ
(ред. от 13.07.2020)
«О качестве и безопасности пищевых продуктов»
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) Изготовитель пищевых продуктов обязан немедленно приостановить производство некачественных и опасных продуктов до устранения причин, вызвавших их производство. Если устранить причины невозможно, изготовитель обязан прекратить производство, изъять продукты из обращения, организовать их экспертизу, утилизацию или уничтожение в установленном порядке.
Аромат с ноткой горечи: все о возврате парфюмерии в магазин
Согласно законодательству Российской Федерации, такие товары, как туалетная вода, одеколон, парфюмированная вода, духи и парфюм относятся к категории парфюмерно-косметической продукции (препараты или средства, применяемые для нанесения на тело для очищения, ароматизации, изменения внешних качеств, а также защиты или поддержания состояния).
Продажу парфюмерии регулируют следующие правовые нормы:
- Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992;
- Правила продажи отдельных видов товаров, утверждённые Постановлением Правительства РФ №55 от 19.01.1998.
Основания для возврата парфюма
Несмотря на то, что многие покупатели считают, что можно вернуть любой товар в течение 14 дней с момента покупки, в случае с парфюмерией действуют особые правила из-за специфики этой категории товаров.
В каких случаях парфюм подлежит возврату
Закон гласит, что парфюмерно-косметическую продукцию можно вернуть в магазин в строго определённых случаях:
- если покупатель обнаружил явные изъяны и недостатки в приобретённом товаре (дефект флакона или упаковки, осадок на дне, признаки подделки, сломанный пульверизатор);
- если товар не соответствует предоставленной продавцом информации (отсутствуют полные выходные данные и документы, подтверждающие качество).
Недостатком будет считаться любое несоответствие из числа:
- законодательных требований к данному продукту;
- условий договора (если таковой был заключён);
- целей, для которых обычно используется этот продукт;
- целей, для которых покупался товар (если покупатель уведомил продавца о своих планах относительно использования товара);
- образцов или описаний, сопровождающих товар.
Учитываются случаи, когда консультант магазина не предоставил покупателю возможность ознакомиться с парфюмерной композицией, не продемонстрировал другие свойства и характеристики духов или туалетной воды.
Перед покупкой можно попросить продавца проверить содержимое упаковки. Сотрудник магазина должен самостоятельно снять целлофановую обёртку, вскрыть упаковку и показать покупателю неповреждённый и функциональный флакон. По желанию клиента консультант проверяет работоспособность распылителя.
Покупатель имеет право ознакомиться с сопроводительной документацией: сертификатом качества и безопасности, а также декларацией о соответствии продукции. В случае отсутствия документальных подтверждений качества товара и информации о производителе, от покупки лучше воздержаться.
Недостатком также считается отсутствие полной информации о парфюме. Необходимые сведения могут быть указаны на упаковке, этикетке, вставке или информационном вкладыше:
- наименование, название (если есть) и информация о назначении;
- фирменное название;
- данные производителя (адрес производящей компании и компании, которая уполномочена принимать претензии относительно качества товара);
- дата производства и срок годности;
- полный перечень ингредиентов;
- способ применения и ожидаемый эффект;
- ограничения, противопоказания к применению;
- товарный знак или торговая марка;
- масса нетто, объём, количество единиц;
- нормативные или технические документы с требованиями к качеству;
- данные о сертификации продукта;
- рекомендации по использованию и предостережения;
- условия хранения.
Если выяснилось, что товар не соответствует требованиям качества, или продавец предоставил недостаточную или неправдивую информацию о покупке, покупатель имеет право потребовать:
- заменить купленный парфюм на аналогичный, но качественный;
- обменять парфюм на другой товар той же категории с пересчётом стоимости;
- пересчитать цену покупки с учётом выявленных дефектов;
- вернуть деньги за товар.
Когда возврат невозможен
Согласно Постановлению Правительства РФ № 55 от 19.01.1998, качественная парфюмерия не подлежит возврату и обмену.
Если продавец выполнил все свои обязательства, а товар соответствует всем требованиям качества, то покупатель не имеет права на возврат по личным причинам.
Аргументы вроде аллергии на парфюм или желания вернуть товар, купленный под влиянием импульса, не будут приняты. Также продавец не обязан принимать обратно парфюм, который просто не понравился.
Как вернуть парфюм в магазин
Если парфюм оказался некачественным или продавец обманул покупателя, следует подготовиться к возврату товара в магазин:
- Соберите документы: паспорт, фискальный чек (если чека нет, это не является основанием для отказа). Если с момента покупки прошло не больше месяца, можно подтвердить факт продажи кассовой лентой или выпиской по банковской карте.
- Подготовьте товар для возврата (потребуются сам флакон и оригинальная упаковка с ярлыками и пломбами).
- Возьмите с собой свидетеля, если при покупке присутствовал знакомый, друг, родственник или коллега.
- Посетите магазин, где был приобретён парфюм.
- Обратитесь к сотруднику магазина, изложив суть претензии и пожелание: обмен товара или возврат денег.
- Заполните заявление в двух экземплярах на бланке письма-претензии с полными реквизитами юридического лица. Подпишите и заверьте заявления печатью магазина.
- Если сотрудник магазина не согласен с претензией и планирует отправить товар на экспертизу, возьмите расписку о передаче товара на проверку.
Образцы документов для скачивания:
- Заявление покупателя с просьбой обменять товар на аналогичный.
- Заявление покупателя на возврат денежных средств за товар.
Сроки возврата парфюмерной продукции
Если клиент согласен на обмен, продавец обязан удовлетворить требование в течение семи дней (статья 21 «Замена товара ненадлежащего качества» Закона РФ «О защите прав потребителей»). Если нужного товара нет в наличии, магазин имеет месяц на решение проблемы.
В труднодоступных районах (Крайний Север и приравненные регионы) сроки обмена могут быть дольше из-за законодательных сроков доставки.
Что касается возврата денег или уменьшения цены из-за дефектов, продавец должен вернуть деньги в течение 10 рабочих дней с момента получения претензии.
В некоторых случаях магазин может провести экспертизу для установления наличия недостатков в товаре.
Если прошло 10 рабочих дней, а возврата денег не было, подайте иск в суд.
Можно ли вернуть духи в магазин: правила и рекомендации
Управление Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре