Сборник ключевых документов по запросу Последствия отказа от ребенка (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Семья:
- Акт обследования жилищно-бытовых условий
- Бабушка законный представитель
- Бабушка является членом семьи
- Банкротство супругов
- Показать все
- Семья:
- Акт обследования жилищно-бытовых условий
- Бабушка законный представитель
- Бабушка является членом семьи
- Банкротство супругов
- Показать все
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Можно ли отказаться от родительских прав и обязанностей?
(«Электронный журнал «Азбука права», 2025) Заявление о согласии на усыновление ребенка (отказе от родительских прав) и правовые последствия усыновления ребенка
Нормативные акты
«Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 1 (2019)»
(подготовлен Верховным Судом РФ) «Согласно марокканскому праву «кафала» регулируется дахиром N 1-02-172 от 13 июня 2002 года о промульгации Закона N 15-01, касающегося принятия на воспитание и содержания (установления отношения «кафала») детей, оставленных родителями. Согласно статье 2 этого Закона «кафала» представляет собой «обязательство предоставлять оставленному родителями ребенку такие же защиту, образование и оказывать ему такую же заботу, которые обеспечивает отец своему родному ребенку. Отношение «кафала» не создает правовых последствий, создаваемых усыновлением, и не является основанием для возникновения права наследования». Оставленный родителями ребенок временно помещается в государственный центр или государственное учреждение социальной защиты детей. После проведения проверок может быть вынесено постановление об отказе от ребенка. Опеку над детьми, которые были объявлены оставленными родителями, обеспечивает судья по делам опеки. Затем такие дети могут быть переданы на воспитание в рамках отношения «кафала» являющимся мусульманами супругам или мусульманской женщине» (пункт 2.3 Соображений).
Приказ Минобрнауки России от 20.08.2012 N 623
«Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации»
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2012 N 25269) понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.
Отказ от ребенка и отчаяние матери
От автора: В нашей культуре подобные решения часто осуждаются, а женщины, решившиеся на этот шаг, подвергаются стигматизации. Однако, жизнь показывает, что всё далеко не так однозначно. За таким решением всегда скрывается сложный комплекс факторов, которые нельзя игнорировать или назвать плохими.
В нашей культуре подобные явления часто осуждаются, а женщины, решившиеся на этот шаг по разным причинам, подвергаются критике и стигматизации. Однако жизнь показывает, что все намного сложнее и неоднозначнее. Нельзя просто назвать такие вещи плохими и надеяться, что они исчезнут. За этим решением всегда скрывается комплекс сложных и опасных факторов. Природа устроена так, что вынашивание и рождение ребенка включают у женщины материнский инстинкт как на биологическом, так и на психологическом уровне. Возникает привязанность между матерью и ребенком, магия материнской любви, которая сохраняет жизнь ребенку и дает ему чувство безопасности и близости. Но есть причины, по которым эта привязанность нарушается. Это не значит, что её нет вовсе, она просто становится иной, и женщина в такой ситуации выбирает меньшее из двух зол. Отказ от ребенка в этом случае — всегда акт отчаяния, связанный с тем, что женщина по состоянию или положению просто не может стать полноценной матерью и принимает решение в пользу ребенка. Как бы странно и парадоксально это ни звучало, но на психологическом уровне мать решает, что ребенку будет лучше без неё, потому что с ней ему будет хуже.
Очень часто это происходит при послеродовой или предродовой депрессии. На гормональном и психологическом уровнях меняется настроение, снижается активность, мать чувствует себя неспособной принимать решения, наступает страх и отчаяние, порой доходящее до мыслей о суициде или даже попыток. Это очень тяжелое явление, часто встречающееся у многих матерей. Оно сопровождает процесс перестройки организма и формирование новой роли, в которой женщина растеряна, не знает, как поступать правильно, или оказывается неподдержана близкими. В своей практике я часто сталкиваюсь с случаями, когда мать малыша, окруженная родственниками, оказывается в одиночестве, так как все стараются ее научить, сказать, как правильно, но почти никто не готов поддержать в том, что это невероятно сложно, и каждый шаг в появлении ребенка отдает тревогой. В таком состоянии женщина оказывается во власти отчаяния, депрессия углубляется, и мать замечает, как ей страшно подходить к ребенку, брать его на руки, она пытается избежать общения. Это часто происходит уже на этапе беременности и усиливается в послеродовой период в роддоме.
Из этого вытекает вторая частая причина — невозможность почувствовать уверенность в том, что она справится. Это сопровождает весь процесс рождения ребенка красной линией. Если матери действительно непонятно, как жить в роли мамы, если нет четких опор, включая эмоциональные, социальные и финансовые, возникают закономерные вопросы: смогу ли я растить, заботиться о нем, справлюсь ли я вообще, помогут ли мне?
Третья причина отказов — это первичные проблемы привязанности. В группе риска находятся женщины, у которых не было своих матерей, или они были, но опыт воспитания был настолько проблемным, что женщина, родившая ребенка, не чувствует любви и связи с ним. Это бывает такой глубокой психологической травмой, что даже гормональная перестройка не помогает, а лишь усиливает страх и тревогу молодой матери. Такая мать не в силах прислушиваться к потребностям ребенка и испытывать нежность. Крик ребенка, который обычно вызывает желание успокоить и позаботиться, вместо этого вызывает сильнейший страх, а затем злость; мать хочет сбежать и не слышать его.
Помощь в таких ситуациях всегда всесторонняя и охватывает все аспекты жизни молодой мамы. Она начинается на этапе подготовки к родам и обычно включает медицинское сопровождение беременности, консультации различных специалистов, посещение школ для молодых мам, консультации с доулой (новый для нашей страны специалист, который помогает с психологической и физической подготовкой к родам). Это своего рода профилактика и одновременно включение мамы в пространство поддержки, где она может найти ответы на свои вопросы, получить помощь и подготовиться к рождению ребенка. На этапе родов в роддоме, помимо медицинского сопровождения, при риске отказа существуют специальные протоколы реагирования и поддержки мамы в сохранении связи с ребенком. Они включают исследование условий жизни, привлечение семьи к помощи, поиск мер социальной поддержки, выплат и плана по сохранению ребенка в семье. Этим обычно занимаются специалисты роддома, также приглашаются психологи и врачи. Основной принцип этой помощи – не осуждать, не учить, а помогать. После рождения ребенка многие мамы ощущают разочарование от того, что сильной любви к ребенку, которую они ожидали, не возникло. Это совершенно нормально, так как привязанность к ребенку формируется со временем, и для каждого это время разное. Поэтому мамам всегда нужна помощь и, главное, эмоциональная поддержка в том, что с ними все в порядке. В нашей культуре стыд вообще, и стыд быть или стать плохой мамой особенно, всегда присутствует, особенно если женщине впервые приходится быть мамой.
Если ситуация сложная, то, конечно, привлекается большое количество специалистов, и здесь необходимо индивидуально подходить к каждому случаю. Требуется ли помощь при лечении послеродовой депрессии и насколько она тяжелая? Как помочь обустроить быт и обеспечить социальную стабильность? Как помочь всей семье сплотиться и дать возможность маме больше времени проводить с ребенком? Эти вопросы самые очевидные и, главное, решаемые. Ведь когда мы говорим о помощи при желании отказаться от ребенка, это всегда помощь маме в осознании и преодолении множества страхов и отчаяния, поддержке и развитии ее привязанности к ребенку.
Отказ от ребенка: правовой аспект
Черкасова, Е. В. Отказ от ребенка: правовой аспект / Е. В. Черкасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 10 (457). — С. 113-115. — URL: https://moluch.ru/archive/457/100674/ (дата обращения: 13.06.2024).
В данной статье автор представляет свою субъективную позицию по поводу отказа от ребенка с правовой точки зрения. В настоящее время проблема отказа от ребенка актуальна, поскольку существует множество причин и оснований для этого. Автор, изучив данную тему, предлагает пути совершенствования законодательства в сфере гражданско-правовой ответственности родителей за отказ от ребенка.
Ключевые слова: отказ от ребенка, ребенок-инвалид, родильный дом, права ребенка, дети.
Актуальной проблемой современности остается защита прав несовершеннолетних, чьи права нарушаются родителями в случае ненадлежащего исполнения, уклонения от выполнения родительских обязанностей или злоупотребления родительскими правами и обязанностями, жестокого обращения или совершения преступлений в отношении детей. В таких случаях наступает семейно-правовая ответственность родителей, которая может включать лишение или ограничение родительских прав.
С нашей точки зрения, государственная система воспитания в нашей стране направлена на помощь родителям в воспитании полноценно развитого человека. Семья — это основополагающий элемент общества, в котором происходит формирование личности ребенка. Сознание ребенка, его предпочтения и правовая культура, формируемая по отношению к окружающему миру, создают необходимую основу, которая позволит в будущем назвать его полноценным гражданином. Ориентируясь на поведение своих родителей, ребенок формирует определенные политические, моральные, духовные и иные предпочтения. Эти предпочтения помогают ребенку осознать свои интересы и искать пути их реализации в дальнейшем.
Проблема заключается в том, что количество неблагополучных семей, где родители не могут или не хотят заботиться о базовых потребностях своих детей и воспитывать их в духе моральных и правовых норм, проявляя безразличие и негативно влияя своим образом жизни, с каждым годом увеличивается.
Большинство из таких детей — это «социальные сироты», то есть дети, оставленные родителями или изъятые из семей, не выполняющих свои обязанности. Причинами этого являются падение социального престижа семьи, материальные и жилищные трудности, национальные конфликты, рост внебрачной рождаемости и высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни.
Наука семейного права утверждает, что лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей. Это влечет за собой негативные последствия для субъекта, допустившего противоправное поведение, и является своего рода наказанием. Однако на практике эта мера часто превращается в показатель крайней степени родительской безответственности. При этом оценка таких последствий для добросовестного родителя как неблагоприятных является спорной с точки зрения логики и психологии. Родители, не желающие заботиться о своих детях, подтверждают свою позицию официально и больше не испытывают давления со стороны органов, обязанных защищать интересы детей. Лишение родительских прав возможно только за правонарушения.
Кроме того, лишение родительских прав является важным средством воспитательного воздействия и имеет превентивное значение. Виды таких противоправных деяний перечислены в статье 69 Семейного кодекса РФ:
– уклонение от выполнения родительских обязанностей, в том числе злостное уклонение от уплаты алиментов;
– отказ без уважительной причины забрать ребенка из родильного дома, лечебного, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;
– злоупотребление своими правами;
– жестокое обращение с детьми, включая физическое или психологическое насилие, покушение на их половую неприкосновенность;
– хронический алкоголизм или наркомания родителей.
Анализировать данное правовое основание для лишения родительских прав возможно, опираясь на работы ученых-цивилистов, исследующих эту проблему. Отказ забрать ребенка без уважительных причин из родильного дома и других подобных организаций привлек внимание многих теоретиков, таких как А. М. Нечаева, А. Н. Левушкин, О. О. Кузеванова, Т. В. Краснова, И. Ю. Кузнецова, А. Я. Ахмедов и других.
На практике часто встречаются случаи, когда родители стремятся избежать ответственности за содержание ребенка с синдромом Дауна. Обычно, родители, оправдывая свои поступки, считают ребенка с данным синдромом умственно неполноценным и надеются на поддержку государства. Однако, рождение ребенка с такой патологией не всегда означает его инвалидность. В некоторой степени это так, но если родители приложат усилия к развитию ребенка, можно добиться значительных улучшений в его здоровье.
Например, ситуация, когда родители планировали второго здорового ребенка, но родился ребенок с синдромом Дауна. После долгих раздумий родители решаются на отказ, указывая в заявлении генетическое заболевание и то, что муж матери является инвалидом первой группы по зрению из-за производственной травмы. В заявлении мотивируют отказ невозможностью материально содержать ребенка и обеспечить ему необходимый медицинский и профессиональный уход. [3]
Автор предлагает изменить законодательную норму ст. 69 СК РФ, исключив упоминание об уважительных причинах отказа, так как, по его мнению, не может быть уважительных причин для отказа от ребенка. Родители обязаны забрать новорожденного. Верховный Суд не уточняет, какие причины являются уважительными для отказа от ребенка из роддома или другой организации. На практике такими причинами считают тяжелую болезнь родителей, инвалидность, отсутствие средств к существованию и жилья. Лишение родительских прав возможно только при доказанной вине родителя с учетом его поведения, личности и других обстоятельств. Признание причины уважительной должно основываться на связи между обстоятельством и отказом от ребенка. Ответственный родитель должен стремиться устранить причину, препятствующую забрать ребенка из роддома или другой организации.
Таким образом, нужно внести изменения в ст. 69 СК РФ следующим образом: «Отказывается взять или принять своего ребенка из медицинской, образовательной или социальной организации, возложив ответственность на сотрудников этих учреждений», так как женщина находится в послеродовом шоке. Уклонение от выполнения родительских обязанностей является нарушением родительских прав. Важно, что неисполнение обязанностей родителями считается виновным, если они имели возможность надлежащим образом заботиться о ребенке. При отказе от выполнения обязанностей без уважительных причин родители могут быть лишены родительских прав, сохранив обязанность по содержанию ребенка.
1. Алексанян А. А. Порядок и основания лишения и ограничения родительских прав / А. А. Алексанян // Международная торговля и торговая политика. 2014. № 7. С.129
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 19.12.2022) // СЗ РФ.01.01.1996. № 1. Ст. 16
3. Лишение родителей ребенка с синдромом Дауна родительских прав. URL: https://subscribe.ru/archive/law.russia.advice.elawyer/201001/19135641.html (дата обращения: 09.03.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, отказ, причина, выполнение обязанностей родителей, ответственный родитель, жестокое обращение, лишение, обязанность, СК РФ.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, отказ, причина, выполнение обязанностей родителей, ответственный родитель, жестокое обращение, лишение, обязанность, СК РФ.