В России множество ведомств занимаются вопросами здоровья населения. Среди них наиболее известны два: Минздрав и Роспотребнадзор. Руководители и представители этих учреждений регулярно выступают в СМИ, информируя о текущей ситуации с заболеваемостью, делая прогнозы и представляя российскую систему здравоохранения. Многие граждане слабо представляют разницу между этими организациями. Однако важно понимать, кто за что отвечает и куда обращаться с жалобами, будь то проблемы в государственной поликлинике или в частном медицинском центре. Портал MedAboutMe разобрался в нюансах российской системы здравоохранения.
Газированная минеральная вода во время беременности: какая вода помогает при токсикозе?
От тошноты и токсикоза: что пить, чтобы улучшить самочувствие?
Роспотребнадзор: права потребителей
Что такое Роспотребнадзор?
Полное название Роспотребнадзора — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В этом названии три ключевых слова:
- «надзор» — эта организация осуществляет контроль, следя за соблюдением установленных правил и законов;
- «потребители» — Роспотребнадзор рассматривает все вопросы, касающиеся предоставления услуг, будь то ЖКХ, медицинское обслуживание, кредиты или покупка товаров народного потребления;
- «благополучие» — Роспотребнадзор является главным санитарным органом страны, контролирующим соблюдение санитарных норм и организующим эпидемиологический контроль в ресторанах, школах, жилых помещениях, офисах и других местах.
Роспотребнадзор также следит за эпидемиологической ситуацией в стране, контролирует вспышки инфекций и защищает государственные границы от их проникновения. Введение карантинов, правила досмотра транспортных средств, товаров и людей на границах и в аэропортах, ограничения на въезд в страну для заражённых инфекциями людей — это все сфера ответственности Роспотребнадзора.
Какие жалобы можно направлять в Роспотребнадзор?
Эта организация занимается санитарно-эпидемиологическим контролем. К ней можно обращаться в следующих случаях:
- Борьба с курильщиками, например, курящими в подъезде соседями;
- Нарушение санитарно-гигиенических норм в местах проживания граждан, таких как шум или плесень в зданиях;
- Нарушение различных СанПиНов и СНиПов, от тараканов в ресторане до сквозняков в офисе;
- Эпидемиологический контроль, включая борьбу с блохами, крысами и другими источниками инфекций;
- Контроль за качеством продукции.
Кроме того, Роспотребнадзор контролирует качество медицинских услуг, оказываемых в коммерческих клиниках, и защищает права потребителей, независимо от типа предоставленных услуг.
Минздрав: законы и политика в области здравоохранения
Что такое Минздрав?
Министерство здравоохранения разрабатывает политику и стратегию развития отечественного здравоохранения, а также отвечает за их реализацию. Минздрав устанавливает правила, по которым граждане получают медицинскую помощь в рамках программы обязательного медицинского страхования.
Данный орган разрабатывает стандарты медицинской помощи и протоколы ведения пациентов, определяет, сколько процедур в среднем должно приходиться на одного пациента ежемесячно и ежегодно, анализирует частоту обращений к врачам и рассчитывает финансирование медицинских учреждений за каждый прием. Минздрав также определяет дефицит медицинских специалистов. Статистические отделы ведомства собирают и анализируют данные по всей стране касательно всех заболеваний, эффективности их лечения, внедрения новых лекарств и их побочных эффектов и т.д.
Минздраву подчинены такие органы, как Росздравнадзор и Федеральное медико-биологическое агентство России. Кроме того, ФОМС, организация, занимающаяся распределением страховых средств на медицинское обслуживание, также подведомственна Минздраву.
На какие вопросы можно пожаловаться в Минздрав?
Перед тем, как обращаться в Минздрав с жалобой, стоит попытаться решить проблему на местном уровне. В поликлиниках и больницах есть главврачи, а в каждом городе и регионе существуют местные департаменты здравоохранения. Множество вопросов, касающихся качества обслуживания в государственных медицинских учреждениях, можно решить через свою страховую компанию.
Имеет смысл обращаться в Минздрав по следующим вопросам:
- Отсутствие доступных лекарств для пациентов с тяжелыми и хроническими заболеваниями, такими как диабет и рак, включая вопросы обезболивания.
- Отказ в лечении, которое должно предоставляться в рамках федеральной программы.
- Нарушения при оказании медицинских услуг, медицинские ошибки и другие вопросы взаимоотношений между врачом и пациентом в государственных учреждениях.
- Случаи коррупции и вымогательства денег у пациентов и их родственников и др.
Заключение
- При возникновении проблемы в сфере здравоохранения важно определить, кто компетентен ее решать. Необходимо обращаться к ближайшим уровням, где может быть принято решение.
- Практически все ведомства, взаимодействующие с населением, имеют Общественные приемные и Горячие линии. С помощью таких сервисов можно оставить свое сообщение, которое обязательно будет рассмотрено.
- Следует учесть, что иногда функции передаются от одного ведомства к другому, особенно при смене руководства. Поэтому важно понимать общие принципы распределения полномочий и быть готовым обращаться в разные организации.
- Самое главное: свои права и здоровье нужно уметь защищать. Устраняя хаос, который стал причиной проблемы, человек облегчает жизнь другим пациентам и потребителям. Помогая себе, мы делаем мир лучше для всех.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
Читайте также
Центр управления здоровьем: современный подход
Как в современных центрах здоровья с новейшим европейским оборудованием и технологиями раскрывают физический и ментальный потенциал человека и восстанавливают ресурсы организма для повышения качества жизни.
Врач-проктолог: когда необходимо оперироваться
Почему важно не откладывать операцию вне зависимости от сезона, настроения и других факторов, объясняет врач.
Как сегодня фармацевтическая индустрия обеспечивает национальную лекарственную безопасность: мнения экспертов
Как обеспечить фармакологию активными фармацевтическими субстанциями?
Аденома простаты без операции
Высокая вероятность хирургического вмешательства при аденоме простаты пугает многих мужчин. Однако не всегда этот диагноз является показателем для операции.