С 1 апреля 2025 года каждая автошкола обязана будет получить заключение о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку и реализацию государственной политики в сфере общего образования. Процедура выдачи такого заключения будет определяться этим федеральным органом (п. 1 ст. 26 Закона № 196-ФЗ).
На текущий момент такое требование отсутствует в законодательстве.
Право на управление транспортом будет действовать с момента выдачи водительского удостоверения
В абзаце 2 пункта 2 статьи 25 Закона № 196-ФЗ добавлена норма, согласно которой право на управление транспортным средством возникает с момента выдачи водительского удостоверения (ВУ). В настоящее время право на управление транспортным средством предоставляется с момента сдачи соответствующих экзаменов в ГИБДД. Это изменение носит формальный характер, так как и в настоящее время отсутствие ВУ у водителя является нарушением ПДД и основанием для штрафа в размере 500 рублей (ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ).
Ограничение срока действия иностранных водительских удостоверений
Согласно действующим правилам (п. 12 ст. 25 Закона № 196-ФЗ), лица, постоянно или временно проживающие в России, могут управлять транспортными средствами на основании российских национальных ВУ, а при их отсутствии – на основании иностранных национальных или международных ВУ в течение всего срока их действия.
С 1 апреля 2025 года иностранные национальные и международные ВУ признаются недействительными для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации:
- для иностранцев или лиц без гражданства – по истечении одного года с даты получения вида на жительство или гражданства РФ;
- для граждан России – по истечении одного года с даты первого после получения иностранного национального ВУ въезда в РФ (за исключением ВУ, выданных в Республике Беларусь и действующих у граждан РФ и граждан Республики Беларусь, имеющих вид на жительство в России).
Условия досрочной выдачи водительских удостоверений
Лица, прошедшие соответствующее обучение по направлениям военных комиссариатов, а также военнослужащие, могут сдавать экзамены на право управления транспортными средствами:
- категорий «C», «CE» и подкатегорий «C1», «C1E» – по достижении 17 лет (в настоящее время доступ к этим категориям возможен только с 18 лет);
- категории «D» и подкатегории «D1» – по достижении 19 лет (сейчас доступ к этим категориям возможен только с 21 года).
Условия недопуска к экзаменам на получение водительского удостоверения
Закон № 196-ФЗ будет дополнен пунктом 6 статьи 26, который вводит запрет на сдачу экзаменов и получение ВУ для лиц:
- лишенных права на управление транспортными средствами;
- не выполнивших условия возврата ВУ после окончания срока лишения права на управление транспортными средствами, предусмотренные законодательством РФ (не оплативших штрафы за нарушение ПДД или не прошедших медицинское освидетельствование, ч. 4.1 ст. 32.6 КоАП РФ);
- подвергнутых административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения (а также за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения или за несоблюдение требования о запрете употребления алкогольных напитков, наркотических или психотропных веществ) и не имеющих при этом права на управление транспортным средством или лишенных такого права;
На какие подкатегории распространяются водительские удостоверения
До 01.04.2024 российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории «A», также подтверждает право на управление транспортными средствами подкатегории «A1» и подкатегории «B1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, категории «B» – подкатегории «B1» (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), категории «C» – подкатегории «C1», категории «D» – подкатегории «D1», категории «CE» – подкатегории «C1E», категории «DE» – подкатегории «D1E» (п. 7 ст. 25 Закона № 196-ФЗ).
С 01.04.2024 вступят в силу новые п.п. 2.1 и 2.2 ст. 26 Закона № 196-ФЗ, согласно которым российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами любой из категорий или подкатегорий, перечисленных в данной статье, подтверждает право на управление транспортными средствами категории «M».
Кроме того, право на управление транспортными средствами следующих категорий и подкатегорий предоставляется после прохождения соответствующего профессионального обучения и успешной сдачи экзаменов при соблюдении следующих условий:
- категории «D» – при наличии права на управление транспортными средствами категории «B» или «C» либо подкатегории «C1» или «D1» в течение не менее 12 месяцев;
- подкатегории «D1» – при наличии права на управление транспортными средствами категории «B» или «C» либо подкатегории «C1» в течение не менее 12 месяцев;
- категорий «BE», «CE», «DE» – при наличии права на управление транспортными средствами соответственно категорий «B», «C», «D» в течение не менее 12 месяцев (за исключением лиц, указанных в пункте 4 данной статьи);
- подкатегорий «C1E», «D1E» – при наличии права на управление транспортными средствами соответственно категорий «C», «D» либо подкатегорий «C1», «D1» в течение не менее 12 месяцев (за исключением лиц, указанных в пункте 4 данной статьи).
Право на управление транспортными средствами следующих категорий и подкатегорий предоставляется без прохождения соответствующего профессионального обучения и без сдачи экзаменов:
- категории «M» с любым видом трансмиссии – при наличии права на управление транспортными средствами любой из категорий или подкатегорий, указанных в пункте 1 статьи 25 настоящего Федерального закона, при отсутствии медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами категории «M»;
- подкатегории «A1» – при наличии права на управление транспортными средствами категории «A»;
- подкатегории «B1» – при наличии права на управление транспортными средствами категории «B»;
- подкатегории «B1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа – при наличии права на управление транспортными средствами категории «A»;
- категории «BE» – при наличии права на управление транспортными средствами категории «B» в течение не менее 12 месяцев и одновременно при наличии права на управление транспортными средствами категории «CE» или категории «DE», или подкатегории «C1E», или подкатегории «D1E»;
- подкатегории «C1» – при наличии права на управление транспортными средствами категории «C»;
- подкатегории «C1E» – при наличии права на управление транспортными средствами категории «CE»;
- подкатегории «D1» – при наличии права на управление транспортными средствами категории «D»;
- категории «DE» – при наличии права на управление транспортными средствами категории «D» в течение не менее 12 месяцев и одновременно при наличии права на управление транспортными средствами категории «CE»;
- Для получения подкатегории «D1E» необходимо иметь права категории «DE», опыт управления транспортными средствами подкатегории «D1» не менее 12 месяцев и права категории «CE» или подкатегории «C1E».
Не упустите последние обновления – подпишитесь на бесплатную рассылку сайта:
- Ежедневный мониторинг изменений в законодательстве и судебной практике в сфере автоправа;
- Бесплатная рассылка без необходимости заключения договора с 1С:ИТС;
- Ваш e-mail не будет передан третьим лицам.
Ограничения по возрасту для водителей
Сборник основных документов по запросу Ограничения по возрасту для водителей (нормативные акты, консультации экспертов и многое другое).
- Правила дорожного движения:
- Административные штрафы за нарушение ПДД
- Административные правонарушения в области дорожного движения
- Безопасность дорожного движения
- Видеофиксация административных правонарушений
- Показать все
- Водители:
- Документы при передаче автомобиля водителю
- Типы медицинских осмотров для водителей
- Внутреннее совместительство водителей
- Водитель первого класса
- Водитель автобуса
- Показать все
Судебная практика
Решение Шестого кассационного суда от 02.05.2023 N 16-2430/2023
Спор: Привлечение к административной ответственности.
Требование уполномоченного органа: Привлечение к ответственности по статье 12.7 КоАП РФ за управление транспортным средством без прав.
Решение: Удовлетворено. Жалобы заявителя на отсутствие возможности сдать водительские права из-за возраста, карантинных мер или необходимости в водительском удостоверении не освобождают его от ответственности за административное правонарушение.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как получить водительские права?
(«Электронный журнал «Азбука права», 2025) Установлены возрастные ограничения для получения водительских прав.
Статья: Предоставление операторских услуг для управления транспортными процессами на платных автодорогах
(Ананьева А.А.)
(«Транспортное право», 2019, № 3) Заключительный параметр: уровень сервиса и комфорта, представляет собой комплексный показатель, который охватывает экономичность, удобство и безопасность передвижения. Для определения качества обслуживания важны такие характеристики, как коэффициенты скорости, загрузки и насыщенности дороги. Коэффициент загрузки определяется как отношение интенсивности движения к пропускной способности. Существует четыре уровня обслуживания. В частности, уровень «А» характеризуется условиями, при которых скорость движения практически не снижается при увеличении интенсивности. На уровне «Б» в потоке начинают формироваться отдельные группы автомобилей, увеличивается количество обгонов. На уровне «В» рост интенсивности приводит к образованию колонн автомобилей, а число обгонов сокращается по мере приближения к предельной интенсивности. На уровне «Г» скорость снижается с ростом загруженности дороги, плотность движения резко возрастает, маневренность автомобилей ограничена, и водители чувствуют снижение физического и психологического комфорта. Даже при незначительных ДТП возникают заторы, так как автомобили не могут маневрировать. Обгоны невозможны.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
«Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Владелец транспортного средства имеет право в письменной форме уведомить страховщика об указанных обстоятельствах при заключении договора обязательного страхования. В этом случае страховая премия определяется с учетом ограниченного использования транспортного средства и факторов, таких как водительский стаж, возраст, а также период использования транспортного средства, указанный в договоре обязательного страхования (пункты 2 и 3 статьи 9 данного Федерального закона).
До какого возраста пожилым людям можно управлять автомобилем и мотоциклом?
Право управления транспортным средством может быть прекращено по разным причинам, таким как лишение, медицинские противопоказания или задолженности по определённым категориям. Является ли возраст водителя основанием для прекращения права управления? В данной статье мы разберёмся, до какого возраста пожилые люди могут водить автомобиль или мотоцикл, от чего это зависит и как часто им потребуется получать медицинскую справку.
До какого возраста можно водить автомобиль в 2025 году?
Начнём с основного вопроса. В самых популярных нормативных актах, таких как ПДД, вы не найдёте упоминаний о том, до какого возраста пенсионеры могут управлять автомобилем. Хорошая новость для пожилых водителей: на данный момент возрастные ограничения на право управления транспортными средствами не установлены никаким законом или иным нормативным документом в России.
По состоянию на 2025 год, максимальный возраст для управления транспортными средствами не ограничивается.
Если вы услышите, что для людей с 55 лет, 60 или 80 вводятся дополнительные проверки состояния здоровья и способности водить автомобиль, знайте, что это неправда и «фейк». Хотя такие законопроекты и предлагались ранее, они ни разу не вступали в силу официально.
Законодательная база
Утверждения – это хорошо, но давайте обратимся к нормативным актам действующего законодательства.
- в первую очередь, Правила дорожного движения ни в одном из своих разделов не регулируют возрастные ограничения для водителей пенсионного возраста,
- точно так же в Кодексе об административных правонарушениях РФ отсутствуют какие-либо штрафы за вождение по достижении определённого возраста,
- ничего подобного не содержится и в специальном Постановлении Правительства о допуске к управлению транспортными средствами,
- также в Перечне медицинских противопоказаний не указан максимальный возраст для водителей.
Правда ли, что пожилым водителям необходимо чаще проходить медицинские осмотры?
Давайте пойдём дальше! По логике, какой-то возраст должен быть законодательно установлен не как абсолютный запрет на управление автомобилем, а, возможно, как требование более частого прохождения медицинских осмотров или дополнительных обследований. Однако и таких положений нет в действующем законодательстве РФ.
На 2025 год обсуждаемый вопрос регулируют два законодательных акта: