Проверки нарушений прокуратурой

Государственная прокуратура Российской Федерации играет важную роль в системе контроля и координации надзорных организаций. На интернет-ресурсе генеральной прокуратуры можно найти ежегодные графики плановых проверок предпринимателей, проводимых различными контролирующими органами. Утверждение всех внеплановых проверок также требует согласования с прокуратурой. Однако прокуратура, ihrerseits, имеет полномочия контролировать соблюдение законодательства в любой области. Поэтому проверка со стороны прокурора является одним из самых ответственных испытаний для предприятий. Впрочем, прокурор никогда не приходит беспричинно: для этого требуется достаточно серьезная причина и негативная информация о деятельности бизнеса, проверка которой является целью представителя государственного органа. В чем отличия прокурорской проверки от других видов проверок? Какие риски она может представлять для предпринимателя? Насколько широки полномочия прокурора? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье.

Прокурорской проверке регламент не писан

  • Закон, устанавливающий правила функционирования прокуратуры в Российской Федерации.
  • разъяснения, предоставленные Конституционным судом Российской Федерации;
  • Оригинальные бумаги, выпущенные непосредственно Генеральной прокуратурой.

Из перечисленных письменных материалов вытекает только 3 основных пункта, относящихся к установленным правилам контроля, которые описаны ясно и определенно.

  1. При проведении проверки сотрудникам прокуратуры следует уделять внимание только тем аспектам, относящимся к подозреваемому правонарушению. Им не следует вмешиваться в основную деятельность предприятия.
  2. Исследование будет завершено в течение 30 дней, но не из-за ограничения времени, а потому что прокуратура обязана предоставить заявителю ответ на его обращение в течение одного месяца, который стал основанием для проведения этой проверки.
  3. Если в ходе проверки было обнаружено нарушение, прокурор может проявить свою реакцию по-разному:
    • постановление;
    • протест;
    • представление;
    • предостережение.

Прокурорская проверка плановой не бывает

Очень сложно предугадать будущее посещение прокурора, так как такая проверка назначается только после обращения. В случае жалобы на предпринимателя, ее можно направить прокурору.

  • недовольный покупатель;
  • ваш партнер по деловым отношениям;
  • правоохранитель;
  • Каждый бдительный житель общества.

Публикация актуальной информации в СМИ также может стать причиной инициации проверки.

Имеет большое значение! В случае сомнений предпринимателя в законности проведения проверки прокуратурой, он вправе отправить официальный запрос в прокуратуру, чтобы узнать причины этой проверки. Прокуратура обязана предоставить информацию о том, какой конкретный сигнал послужил поводом для вмешательства прокурора. Если проверка была проведена без должной обоснованности, предприниматель имеет право обжаловать результаты данной проверки.

Повод для визита

Правила, установленные Федеральным законом «О прокуратуре» и Приказом Генеральной прокуратуры № 195 от 07.12.2007 года, установили ограничения для проведения прокурорских проверок. Эти проверки могут быть осуществлены только по поводам, которые относятся исключительно к компетенции прокуратуры и не являются вопросами, которыми занимаются другие надзорные органы. Примерами таких поводов могут быть подозрения:

  • в рамках радикальных активностей;
  • в поступках, создающих угрозу безопасности государства;
  • Совершая противозаконные действия в сфере миграции и других смежных областях.

Таким образом, прокуратура не может заменять другие государственные органы своим контролем. Однако, поскольку полномочия прокурора не имеют четких ограничений в законе, он может обратить внимание на любые нарушения законодательства — хотя бы с целью передать их в соответствующий орган для контроля и наложения наказания.

Можно ли воспользоваться жалобой в прокуратуру в личных целях?

Зачастую предпринимателям, не достигшим согласия со своими партнерами, прокурорские проверки являются привлекательной возможностью. Вместо судебных исков, они могут обратиться в прокуратуру с жалобой, что является отличной альтернативой.

  • Заявителю предоставляется возможность обратиться в прокуратуру градиссимо.
  • обеспечивается быстрый отклик (не более одного месяца);
  • Прокурор обязан дать обратное обоснование своего ответа, что предполагает проведение тщательного расследования.

Если будет установлено нарушение, сотрудники прокуратуры сами возбудят дело о нарушении в суде.

Вниманию общества! Надеяться на возможность безнаказанно «разобраться» с конкурентом, призывая прокуратуру на него, нецелесообразно. За сделанное без обоснования заявление, которое не будет подтверждено в ходе проверки, клеветник может быть привлечен к ответственности. А если в его заявлении умышленно используются уклончивые выражения вроде «есть основания предполагать», то ничто не мешает оппоненту в свою очередь подать жалобу, которая повлечет контрольный обзор.

Полномочия прокуратуры непосредственно при проверке

Какие возможности имеет представитель прокуратуры, явившийся к вам на проверку?

  1. Показав свою личность, он имеет возможность свободно передвигаться в пределах всей экспертизы фирмы, входя в любые помещения.
  2. Собрать необходимые учебные материалы и документы для изучения.
  3. Требовать предоставление документов для проведения более тщательного анализа.
  4. Вести разговоры с индивидуально ответственными лицами и экспертами, касательно содержания проводимой проверки.
  5. Приглашать соответствующих индивидуумов для предоставления пояснений.

Просьба обратить внимание! Прокурор должен соблюдать конфиденциальность банковской, налоговой и прочих закрепленных законом секретов.

Решение о проведении проверки прокуратурой: Порядок, Основания и Последствия

Изучение конституционно-правового содержания первого и второго абзаца первого пункта статьи 21 регламента Конституционного суда Российской Федерации от 06.04.2023 года № 15-П.

1. В поле наблюдения находятся следующие объекты:

Соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение действующих законов на территории страны является обязанностью федеральных органов исполнительной власти, Следственного комитета Российской Федерации, законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, их должностных лиц, субъектов общественного контроля за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания и оказанию помощи лицам, находящимся в таких местах, а также органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно последним изменениям Федеральных законов от 01.07.2010 года № 132-ФЗ и от 22.12.2014 года № 427-ФЗ, текст был пересмотрен и обновлен.

Применение требований, установленных в законодательных актах, выпущенных государственными учреждениями и должностными лицами, указанными в данном пункте.

Изучение конституционно-правового значения первого предложения пункта 2 статьи 21 можно найти в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.04.2023 года № 15-П.

Во время контроля за соблюдением законов, органы прокуратуры не замещают другие государственные органы. Проверка соблюдения законодательства осуществляется на основе информации о нарушении законов, поступившей в органы прокуратуры, при условии, что эти данные невозможно подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Советуем прочитать:  Порядок возврата покупок в «Летуаль»: можно ли вернуть духи, косметику и подарочные карты

Руководитель или заместитель прокурора принимает решение о проведении проверки и информирует руководителя или другого уполномоченного представителя органа (организации), который должен быть проверен, не позднее дня, когда проверка начинается. В решении о проведении проверки обязательно указываются цели, основания и предмет проверки.

Если во время данной проверки поступают информация, указывающая на наличие других нарушений законов в деятельности проверяемого органа (организации), требующих вмешательства прокурора, и которые невозможно подтвердить или опровергнуть без проведения дополнительной проверки, прокурор или его заместитель принимают обоснованное решение о расширении сферы данной проверки или о проведении новой проверки, и это решение доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее, чем через один день после его принятия.

Главный прокурор РФ утверждает стандартную процедуру принятия решения о проведении проверки и стандартную процедуру мотивированного решения о расширении предмета указанной проверки.

(Пункт 3 был внесен в Федеральный закон от 07.03.2017 г. № 27-ФЗ)

Максимальный срок проведения проверки не должен превышать 30 дней со дня ее начала. Однако, в редких случаях, когда прокурору необходимо провести дополнительные мероприятия в рамках проверки, срок может быть продлен по его решению или решению его заместителя. Продление срока проведения проверки может быть не более 30 календарных дней. Если требуется продление срока на период, не превышающий 30 календарных дней, оно может быть сделано только Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем, которого он назначит.

Этот пункт был включен в Федеральный закон от 07.03.2017 года № 27-ФЗ.

Срок проведения проверки в отношении органа (организации), осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, определяется индивидуально для каждого филиала, представительства, отделения, дочернего подразделения, регионального отделения органа (организации).

В соответствии с пунктом 5, внесенным в Федеральный закон от 07.03.2017 г. N 27-ФЗ, произведена важная правовая норма.

6. Возможно, проведение проверки по решению прокурора или его заместителя может быть приостановлено несколько раз.

Если время проведения сложных и продолжительных исследований, испытаний и специальных экспертиз выходит за границы срока проверки и необходима дополнительная информация, которая может оказать влияние на выводы проверки.

если действия (или бездействие) проверяемого органа (или организации) создают препятствия для успешного завершения указанной проверки в установленный срок.

Если требуемые сведения, документы и материалы, а также их копии не предоставляются в указанные сроки, это приводит к невозможности завершить проверку вовремя.

6 пункт был введен Федеральным законом от 7 марта 2017 года № 27-ФЗ.

Прокурор или его заместитель могут приостановить проведение проверки на срок до шести месяцев. Если в указанный период времени невозможно завершить мероприятия, перечисленные в пункте 6 данной статьи, или получить необходимую информацию, документы и материалы, срок приостановления проверки может быть продлен по решению Генерального прокурора Российской Федерации или его уполномоченного заместителя, но не более чем на еще шесть месяцев.

В соответствии с законом от 7 марта 2017 года № 27-ФЗ было введено нововведение, которое заключается в пункте 7.

Если основания, указанные в пункте 6 данной статьи, исчезают, прокурор или его заместитель могут возобновить проведение проверки путем принятия соответствующего решения.

Восьмым пунктом было внесено изменение в текст посредством Федерального закона от 07.03.2017 года № 27-ФЗ.

9. Длительность проверки не включает в себя период времени:

Проверка была приостановлена на указанный момент.

Сроки для представления необходимой информации, документов и материалов или их копий, устанавливаемые в соответствии с первым пунктом 2 и пунктом 2.1 статьи 6 данного Федерального закона, должны быть соблюдены между датой их окончания и датой их представления.

Согласно второму пункту 2-й статьи 6 данного Федерального закона, указанный абзац является нормативным.

Пунктом 9 было внесено изменение в закон Федерального собрания РФ от 7 марта 2017 года N 27-ФЗ.

10. Когда проверка временно приостановлена, документы и материалы, изъятые у проверяемого органа или организации, будут возвращены им, за исключением ситуаций, когда эти документы и материалы все еще являются необходимыми.

для разрешения проблемы, связанной с уголовным преследованием;

В целях выполнения анализов, тестирования и специфических экспертиз, итоги которых могут оказать влияние на результаты проведенной проверки.

В течение 48 часов с момента принятия решения о продлении (приостановлении, возобновлении) срока проведения проверки руководитель или другой уполномоченный представитель проверяемого органа (организации) должен быть уведомлен о таком продлении (приостановлении, возобновлении) проведения проверки.

Изменения внесены 7 марта 2017 года согласно Федеральному закону № 27-ФЗ в пункте 11.

12. Возможность провести повторную проверку по тем же обстоятельствам, которые уже подверглись юридической оценке в предыдущей проверке или должны были быть оценены, допускается только в исключительных ситуациях.

вследствие свежих или только что возникших событий

Советуем прочитать:  Как обратиться в суд через Госуслуги. Пошаговая инструкция

По прошествии определенного времени, предусмотренного 24-й статьей данного Федерального закона, исключены нарушения закона, обнаруженные во время первоначального проверочного процесса прокурора.

Пункт 12 был внесен в Федеральный закон от 07.03.2017 г. № 27-ФЗ.

13. При выполнении проверки могут быть задействованы представители других государственных учреждений с целью выполнения ими функций экспертного и аналитического характера.

Пункт 13 был внесен в законодательство Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ.

Если в процессе проверки не было обнаружено нарушений закона, то в течение 10 дней после ее завершения Генеральным прокурором Российской Федерации будет составлен акт в соответствии с установленной формой. Копия этого акта будет направлена руководителю или другому уполномоченному представителю проверяемого органа или организации.

Текст был внесен пунктом 14 Федерального закона от 07.03.2017 года № 27-ФЗ.

Прокурору разрешено обжаловать решения, связанные с проведением проверки, через правовые каналы, чтобы показать свою активность или пассивность в исполнении своих обязанностей.

Пункт 15 был утвержден Федеральным законом от 07.03.2017 года № 27-ФЗ.

Прокурорские проверки ограничили

Начиная с 18 марта вступили в силу новые нормы, регулирующие проведение проверок прокуратурой. По новым правилам, прокуроры больше не имеют права произвольно требовать предоставление документов, безраздельно продлевать сроки проведения проверки и осуществлять проверку объектов, не относящихся к их компетенции.

Правила закона установили ограничение на время проведения проверок и подробно определили, какие документы сотрудники прокуратуры могут не предъявлять для ознакомления.

Кого данное вопрос задевает?

Всех охватывает данный вопрос: простых граждан, маленьких предпринимателей, незнаменитых компаний и огромных организаций. Фактически, прокуратура вправе проверять абсолютно всё: соблюдение трудовых прав работников на предприятии, правильность установки тарифов на коммунальные услуги и законность действий мэра при отмене льготного проезда для многодетных семей. Дополнительно, прокуратура осуществляет проверку контролирующих органов: налоговой службы, местной администрации или пожарной инспекции.

Полномочия, предоставленные прокурору, достойны особого внимания управляющего органа ️

Каково было прежде?

У прокуроров имелись почти безграничные полномочия. Они сами определяли сроки представления документов, а проверки могли продолжаться длительное время. В таких условиях малый бизнес, офисный комплекс или небольшая точка продаж могли полностью закрыться и не получать прибыли. В стране, где закон не уважается, а правоохранительные органы вступают в сговор с преступниками, проверка со стороны прокуратуры могла стать инструментом рейдерского захвата или давления на бизнесмена.

Прокуроры могли изменить свою проверку, требуя разные документы, в то время как запрашиваемые они не возвращали. Они также могли прийти с проверкой, получить документы, а затем через неделю прийти снова и снова запросить те же документы. Таким образом, не было необходимости привлекать экспертов и другие контролирующие организации.

Таким образом, предусмотренная схема позволяла официально нанести финансовый ущерб компании либо заставить предпринимателя прекратить свою деятельность. Однако Конституционный суд признал данный метод неправомерным, и законодательство было изменено в соответствии с этим решением.

Какие изменения произошли?

Требуется учиться собирать документы в течение 5 рабочих дней для проведения регулярных проверок, предоставления копий и пояснений. Если прокуратура проводит проверку соблюдения закона, это должно быть сделано за 2 рабочих дня. В случае угрозы жизни, имуществу или экологии, необходимо собрать документы в течение 24 часов.

Если невозможно своевременно подготовить необходимые документы, есть возможность запросить продление срока. Увеличить сроки может только прокуратура, в то время как сокращение срока невозможно.

Прокурору необходимо следовать следующим требованиям: не запрашивать информацию, не относящуюся к теме проводимой проверки, за исключением случаев, когда имеется серьезное нарушение. Также нельзя требовать повторно документы, которые уже были переданы в прокуратуру. Вместо этого достаточно предоставить письменный ответ прокурору о том, когда и по какой проверке были предоставлены соответствующие материалы.

Компетенции. Прокуратура не замещает другие органы власти и может проводить проверку только в крайних случаях. Если налоговая проверяет налоги, а Роспотребнадзор — права потребителя, то прокурор теперь не будет запускать проверку по своему усмотрению. Для этого необходима серьезная причина и ясное понимание, что без участия прокурора невозможно обойтись.

Цель проведения проверки заключается в необходимости установления причин, оснований и целей, из-за которых прокуратура приступила к данной проверке. Расширение предмета проверки без должного ограничения, как это было ранее, теперь недопустимо. Прокуроры обязаны обосновывать необходимость дополнительной проверки и оформлять соответствующие документы, относящиеся к ней.

Установлен срок, в течение которого необходимо провести проверку — один месяц. В случае крайней необходимости возможно ее продление на еще один месяц, но не более. Если этого времени недостаточно, требуется запросить разрешение у генпрокуратуры. Зато прокурор может временно приостановить проверку на максимальный срок полугода, например, если требуется провести сложную экспертизу. В случае приостановки проверки, документы будут возвращены и работа может быть продолжена.

Итоги. Если прокурор не выявил нарушений, то требуется составить акт. Такой акт можно предъявить в случае, если другой прокурор решит провести аналогичную проверку. Теперь нельзя устраивать повторные проверки просто по желанию прокуратуры.

Мне кажется, что мои личные права нарушаются, и закон не соблюдается. Каковы мои опции в данной ситуации?

Для решения данной проблемы следует обратиться в соответствующее ведомство или орган, такие как Росздравнадзор, Роспотребнадзор, Рособрнадзор, МЧС, МВД или местную администрацию. Старый подход, заключающийся в обращении в прокуратуру, больше не имеет смысла. Прокуратура передаст жалобу в компетентный орган и включится только в ситуации крайней необходимости.

Советуем прочитать:  Письмо Федеральной налоговой службы от 16 августа 2017 г. № ЗН-4-11/16202 “О заполнении 6-НДФЛ и 2-НДФЛ”

Если вы уверены, что только прокурор может помочь, все равно напишите жалобу в орган специализированного профиля, и дождитесь ответа перед тем, как передавать документы в прокуратуру.

Я испытываю страх перед возможным приходом проверки от прокуратуры. Как быть в такой ситуации?

Если вы не нарушаете закон, необходимых мер не требуется предпринимать. Вовремя осуществляйте выплаты зарплаты своим сотрудникам, не уклоняйтесь от уплаты налогов, не обманывайте своих клиентов, не соглашайтесь на взятки и не принимайте их. Таким образом, вероятно, проверка не затронет вас. А если такая проверка все-таки произойдет, то она будет проведена представителями налоговой службы, трудовой инспекции или Ростехнадзора, а не прокуратуры.

Если вы получили уведомление о проверке, не нужно паниковать. Рекомендуется обратиться к компетентному юристу, который поможет вам разобраться в ваших правах и полномочиях прокурора. Одновременно, важно не выполнять незаконные требования и составлять жалобы на прокурорские действия, которые кажутся вам незаконными. Вся переписка с проверяющими следует вести только в письменном виде, и желательно сохранять копии всех заявлений. Также рекомендуется активно контролировать сроки проведения проверки.

Адекватно отвечайте на законные запросы и устраняйте нарушения. Будьте внимательны к плану проверок прокуратуры.

Какие существуют основания для проведения прокурорской проверки

Органы прокуратуры проводят проверку исполнения законов на основании полученной от них информации о случаях нарушения законов, которые требуют прокурорского реагирования (согласно пункту 2 статьи 21 Закона о прокуратуре).

При принятии решения о проведении проверки прокурор обязан указать основание для такой проверки, согласно пункту 3 статьи 21 Закона о прокуратуре.

Что требуется включить в постановление об осуществлении производства прокурорской проверки

Возможными источниками информации, которые могут быть использованы для принятия решения о необходимости проведения проверки, в соответствии с пунктом 6 Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 года № 195, являются:

  • Информация о нарушении законодательства, содержащаяся в заявлениях, жалобах и других обращениях, полученных от прокурора в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 10 Закона о прокуратуре, разделом 4 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45.
  • другие источники, в том числе:
    • извещения массовых коммуникаций;
    • вещества, относящиеся к преступлениям, гражданским спорам, арбитражным процедурам и административным правонарушениям;
    • данные, полученные из исследования статистики, анализа процессов прокуроров и правоприменительной системы;
    • Иные источники, предоставляющие достоверную информацию о правонарушениях.

    Главным источником информации, необходимой для проведения проверки, на практике являются жалобы и заявления от граждан и должностных лиц. Они позволяют прокурору получить достоверные сведения о нарушениях. Кроме этого, прокурор может получать информацию о нарушениях в рамках планового надзора или при выполнении внеплановых заданий.

    Какова практика проведения плановых проверок прокуратурой?

    Также, проведение прокурорской проверки обязательно, поскольку без нее нельзя подтвердить или опровергнуть информацию о возможных нарушениях, которая поступила (согласно пункту 2 статьи 21 Закона о прокуратуре).

    Если прокурор имеет возможность подтвердить или опровергнуть наличие нарушения, используя информацию, полученную в рамках сотрудничества с государственными органами, то проверка не должна проводиться (согласно пункту 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 г. N 2-П).

    С целью предотвращения повторных проверок одного и того же юридического лица или индивидуального предпринимателя, Генеральная прокуратура России требует от прокуроров учитывать проведение неожиданных и плановых проверок другими государственными органами (Письмо от 20.07.2012 г. № 76/2-146-2012).

    Как подаются и рассматриваются коллективные иски в арбитражном процессе

    Коллективный иск к одному ответчику может быть подан в защиту группы людей (граждан и/или организаций), которые имеют общие или сходные права и интересы, основанные на похожих фактических обстоятельствах. Эти люди должны использовать одинаковые способы защиты своих прав. Их интересы в суде представляет уполномоченное лицо. Если вы подаете индивидуальный иск, когда уже есть коллективный, не забывайте, что суд приостановит рассмотрение вашего дела до […]

    Понятие налогового правонарушения

    Налоговые правонарушения — это незаконные действия или бездействие со стороны налогоплательщика, за которые предусмотрена ответственность в налоговом законодательстве. Определение совершения правонарушения основано на наличии специальных признаков или элементов состава нарушения. Кроме того, важно определить момент совершения нарушения, так как от этого момента начинается отсчет срока, в течение которого налоговая инспекция может наложить штрафы и санкции. Заголовок: Что представляют собой налоговые правонарушения и как они определяются

    Не нашли нужную практику?

    Оставьте заявку на консультацию, и в течение десяти минут наш специалист свяжется с вами.

    Оценки на авторитетных платформах

    Фирма «Зайцев и коллеги» – самый надежный и качественный поставщик юридических услуг, основанный на рейтингах от Яндекс.Отзывы, СПР, Yell и других сайтов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector