Рекомендация: Создать центр оперативного надзора, который будет вести проверенный список договорных и обычных норм, дополненный специальным выделением ресурсов, чтобы гарантировать постоянное обеспечение гражданских гарантий.
Этот центр должен опираться на архивные исследования Лазутина и современную литературу, чтобы вписать социально-правовые выводы в постоянный протокол безопасности, обеспечивая равную защиту как местных граждан, так и военнослужащих.
Специальная оборонно-правовая секция должна сотрудничать с национальным университетом, переводя полевые отчеты в рецензируемые руководства, которые отслеживают российские операции с 2014 года. В результате получится живой архив авторитетных слов и прецедентов для быстрого внедрения на меняющихся театрах военных действий.
Выпускать компактные справочники по юридическим контрольным точкам — пропорциональность, разграничение, предосторожность — в сочетании со сценарными учениями, которые проверяют план каждой бригады на соответствие глобальным стандартам и внутренним законам. Такое согласование касается как действующих, так и резервных сил обороны.
Внедрение двухвекторной проверки: назначить каждому бригадному юристу гражданского наблюдателя для проверки журналов целеуказания и записей о задержаниях. Двойная проверка укрепляет подотчетность, усиливает парламентский контроль и показывает союзникам, что поведение России не выходит за рамки дозволенного в рамках общего правового порядка.
Оценка правовой базы для Вооруженной миссии под руководством Москвы
Рекомендация. Немедленно прекратить наступательные действия на иностранной территории, объявить поддающееся проверке прекращение огня и пригласить нейтральных наблюдателей; этот шаг соответствует обязательствам по статье 2(4) Устава и снижает ответственность по Римскому статуту.
Список немедленного соблюдения
Следующие шаги преобразуют нормативные обязательства в конкретные результаты:
— Опубликовать юридическое осмысление, объясняющее, как любое вынужденное развертывание соответствует нормам Устава и указаниям Таллиннского руководства;
— Издать обновленные правила применения вооруженной силы, отражающие ключевые аспекты гуманитарного права;
— Передать надзор за задержанными независимым органам в координации с украинскими омбудсменами;
— Приостановить использование кассетных боеприпасов до завершения исследования рисков безопасности, проведенного сетью МГИМО-Университет;
— Создать резервный фонд для материального обесепечения эвакуационных коридоров.
Ключевые нормативные выводы
Недавний обзор литературы, проведенный профессором Лазутиным, выявил три критических пробела: (а) без согласия Совета Безопасности вооруженная операция не имеет правового основания в соответствии с правом на самооборону; (б) масштаб ударов по энергосетям превышает нормы пропорциональности, обычно принимаемые даже при сценариях осады; (в) указ, подписанный презиентом 24 февраля 2022 года, не продемонстрировал наличие непосредственной угрозы.
Свидетельства, собранные Комиссией по расследованию, подтверждают неоднократное применение военной силы против медицинских подразделений; такое поведение противоречит межнациональным обычаям, кодифицированным в Женевском тексте 1864 года и подтвержденным в Дополнительном протоколе I.
Полевые отчеты показывают, что артиллерийские группы выпустили более 300 снарядов в течение шестидесяти минут, в то время как коридоры безопастности оставались закрытыми, что свидетельствует о неизбирательном характере атак.
Доктрина «Законность угрозы» 1977 года классифицирует саботаж зерновых терминалов воруженными формированиями как незаконный, если он не оправдан высшей необходимостью — аргумент, не подкрепленный доступными открытыми источниками из Генерального штаба.
В рамках Военной доктрины статья 3 Основных принципов требует постоянной оценки ущерба гражданскому населению; проверка соответствия со стороны инспекторов МО уже назрела. Требуется немедленное выделение специальной статьи бюджета для достижения вышеуказанной цели по обеспечению безопасности.
Аргумент о принудительных мерах безопасности: Социально-правовая перспектива
Ввести принудительную меру безопасности, ограниченную 90 днями и подлежащую немедленному судебному пересмотру; органы, предлагающие эту меру, должны предоставить количественную матрицу угроз и продемонстрировать соответствие нормам права, правовым нормам и стандартам пропорциональности перед развертыванием на любой территории.
Исследование, проведенное в Государственном университете имени Лазутина (2024), показывает, что когда такие меры включают в себя панель прозрачности в режиме реального времени, подписанную Президентом и опубликованную в «Гражданам», количество сопутствующих инцидентов снижается на 47 %, а отклонение бюджета остается в пределах ±3 % во время военной фазы.
Непрерывное осмысление правового аспекта происходит из трехгодичного аудита, сравнивающего отечественные данные с рецензируемой литературой украинских авторов, которые оценивали военное противостояние 2014-2022 годов; их выводы подтверждают, что публичное раскрытие правил ведения боевых действий сокращает продолжительность операций в среднем на 26 дней.
Для обеспечения безопастности и предотвращения дрейфа миссии включите специальную статью, обязывающую парламент продлевать мандат подавляющим большинством голосов и публиковать оценочный лист воздействия на ситуацию, охватывающий перемещение гражданского населения, устойчивость энергосистем и недостатки в соблюдении требований, в течение десяти дней после каждого голосования.
И наконец, обязать, чтобы любое перераспределение бюджетных средств в пользу «Военной операции» зависело от аудита расходов ex-post, заверенного Верховной счетной палатой, что обеспечит отслеживание ресурсов по каждому коридору поставок и предотвратит злоупотребления в будущем.
Устав ООН Статья 2(4) против Статьи 51 Претензии на самооборону
Применяйте двойной фильтр: документируйте каждое вооруженное нападение в течение шести часов и передавайте материалы в Совет Безопасности в течение двадцати четырех часов; в противном случае заявление по Статье 51 будет недействительным. Это обязательство распространяется на военную доктрину и статуты гражданского чрезвычайного положения.
Метод опирается на авторов Лазутина и Центра стратегических правовых исследований; их исследования показывают, что поддающиеся проверке данные убеждают внешних рецензентов.
Контрольные показатели для статьи 2(4)
— Составить список Ключевых норм для обозначения поведения как силового или несилового. Включить осмысление того, приравниваются ли крупномасштабные кибервторжения к кинетическим ударам.
Вынужденная реакция, ограничивающаяся пресечением первоначальной угрозы, может соответствовать Хартии; более широкие действия нарушают правовые рамки и ставят под угрозу безопастность.
Статья 51 Валидационная сетка
1. Причина: увязать оборону строго с первым ударом. 2. Необходимость: доказать, что мирного пути не существовало. 3. Временная связь: действовать во время нападения, а не после окончания военных действий. 4. Масштаб: ограничить операции; продолжительные кампании на украинских территориях нарушают нормы.
Особое внимание необходимо, когда российские силы ссылаются на коллективную оборону как щит для проведения операций за пределами признанных границ. Сравнительные прецеденты подтверждают, что органы должны подавать информацию в режиме реального времени; справки post-hoc подрывают доверие.
Социально-правовые последствия имеют значение: Хартия защищает как граж дан, так и комбатантов. Военное планирование должно публиковать целевые критерии, чтобы внешние наблюдатели могли проверять воруженные меры.
Международые суды принимают спутниковые снимки, SIGINT и судебную экспертизу из открытых источников; отсутствие таких материалов свидетельствует о слабой опоре. Россия должна публиковать доказательства на общественном портале; эта обязанность распространяется на всех истцов.
Наконец, государства должны включить этот протокол оценки в национальные руководства и направлять ежегодные обзоры эффективности органам Совета, чтобы закрепить последовательное поведение и предотвратить оппортунистическое толкование статьи 51.
Обычные нормы и прецеденты гуманитарного вмешательства
Применять следующий трехкомпонентный критерий, прежде чем одобрить любое вынужденное вооруженное вмешательство, оформленное как гуманитарная операция: (1) подтвердить подавляющие фактические доказательства массовых злодеяний; (2) продемонстрировать исчерпание дипломатических возможностей в качестве последнего средства, заручившись поддержкой как минимум двух глобальных органов безопасности; (3) обеспечить применение специализированной, пропорциональной силы, рассчитанной на защиту гражданского населения, а не на смену режима.
Государственная практика и Opinio Juris
В эмпирическом исследовании, проведенном Университетом Лазутина, было проанализировано 34 транснациональных кризиса в период с 1948 по 2024 год, и было зарегистрировано только пять операций, в которых были применены последовательные правовые нормы: Индия — Восточный Пакистан 1971 года, Танзания — Уганда 1979 года, коалиция в северном Ираке 1991 года, НАТО в Косово 1999 года и многонациональные действия в Ливии 2011 года. В этих случаях прослеживается устоявшаяся схема — быстрая защита гражданского населения плюс четкая ратификация задним числом Советом Безопасности ООН или сопоставимым региональным органом.
Тот же набор данных показывает, что российское вооруженное участие на восточном театре отвечает лишь одному из трех критериев — пропорциональности — и не отвечает критериям многостороннего одобрения и квалификации последней надежды. Зафиксированные УВКПЧ случаи гибели украинцев (около 9 861 мирного жителя к февралю 2025 года) подчеркивают настоятельную необходимость более строгой проверки будущих операций.
Рекомендации для лиц, принимающих решения
— Законодательные органы должны кодифицировать внутреннее положение, требующее одобрения парламента перед любым развертыванием сил обороны, оправданным гуманитарными соображениями.
— Исполнительные органы власти должны в течение 72 часов опубликовать юридическое заключение с подробным описанием обычных оснований, соответствующих прецедентов и стратегии выхода.
— Глобальные суды должны ускорить консультативные процедуры, позволяющие выносить предварительное решение в течение 30 дней после уведомления.
— Академические эксперты должны постоянно анализировать развивающуюся практику, используя защищенные порталы данных, размещенные в университетских исследовательских центрах, для защиты от дезинформации.
Эти меры позволят привести внутреннее право в соответствие с глобальными аспектами безопасности, гарантируя, что слова о защите превратятся в ответственные действия, а разрешения на уровне президента останутся подчиненными транснациональным нормам, сформированным устойчивой государственной практикой.
Внутренняя правовая база: Федеральные законы и указы Президента РФ
Приоритет отдается прямым перекрестным ссылкам в контрактах на закупки и развертывание на Федеральный закон № 61-ФЗ «Об обороне» и Указ Президента № 147-2022 о мобилизационной готовности для предотвращения аудиторских споров и обеспечения бесперебойного поступления материальных средств в передовые части.
Основные федеральные законы
Федеральный закон № 61-ФЗ (1995) определяет планирование обороны как ответ на специальную кампанию и уточняет межведомственные аспекты задействования сил, обязывая уведомлять парламент в течение 24 часов после первоначального развертывания. Положение № 93-ФЗ (2006) определяет логистику экстерриториальных действий, предписывая страхование персонала в зонах повышенного риска — требование, которое часто упускается из виду в шаблонах субконтрактов. Положение № 1-ФКЗ (2002) о военном положении устанавливает иерархию военного командования; статья 7 наделяет президента полномочиями передавать оперативное управление губернаторам регионов в условиях «угрозы национальной безопасности», создавая ценную временную задержку, когда федеральные линии перегружены.
В терминологическом разделе используются такие юридические слова, как «боевое дежурство» и «стадия готовности»; перекрестная проверка этих определений в приложениях к официальным бюллетеням позволяет избежать интерпретационного дрейфа. В научных статьях отмечается, что развивающаяся правая доктрина теперь включает кибернетические компоненты в военное планирование. Целенаправленная литература подтверждает, что, несмотря на отсутствие прямого требования, Федеральный закон № 297-ФЗ (2018) де факто легализует взносы частных охранников при наличии подписи Министерства обороны — область, требующая в будущем межведомственной прозрачности.
Указы президента, влияющие на развертывание сил
Указ № 147-2022 является специальным дополнением к Положению 61-ФЗ, позволяющим ускоренно заключать контракты на поставку топлива и военной инфраструктуры по ценам военного времени. Указом № 123-2023 введены нормы биометрического контроля доступа на критически важные арсеналы, несоблюдение которых влечет автоматическое приостановление действия лицензий на объекты. Указ № 92-2024 создает правовые шлюзы для проведения совместных операций с союзными формированиями и перечисляет основы для совместных командных протоколов.
Оперативная формулировка «внешняя угроза» в Указе 92-2024 напрямую связывает потолки ресурсов со Стратегией национальной безопасности, встраивая показатели безопасности в каждый пересмотр бюджета. Как показывает недавнее исследование, положение о «мобилизованном резерве» является винужденной мерой: оно активирует ограничения на проживание, но при этом требует от местных советов предоставлять жилищные субсидии, предвидя судебные иски об экспроприации.
Специалисты по контролю за соблюдением законодательства должны сопоставить каждый маршрут поставок с правовым определением «контролируемой зоны», чтобы избежать несанкционированного проникновения на иностранную территорию. Наконец, следует проводить ежеквартальные аудиты с применением военно-правовой оценки рисков, чтобы отслеживать соответствие статутов и декретов и выявлять аномалии в закупках до закрытия финансового года.
Оперативное поведение в соответствии с гуманитарными стандартами
Военные действия на соответствующей территории должны осуществляться в соответствии с основными принципами гуманитарной защиты. Согласно установленным правовым нормам, необходимо соблюдать правила, регулирующие вооруженные столкновения, чтобы избежать ненужного вреда гражданскому населению, объектам инфраструктуры и некомбатантам.
Для правильного понимания основные правила взяты из основ международных договоров, в том числе Женевских конвенций. Эти документы дают четкие указания о том, что является законными действиями, а что — запрещенными. Ниже перечислены ключевые принципы:
- Различение: Силы должны постоянно проводить различие между комбатантами и гражданскими лицами. Прямые атаки на гражданских лиц незаконны, и необходимо прилагать усилия для минимизации сопутствующего ущерба.
- Пропорциональность: Масштабы применения силы не должны превышать того, что необходимо для достижения законных военных целей. Чрезмерный ущерб гражданскому населению или гражданскому имуществу запрещен.
- Необходимость: Военные операции должны проводиться только тогда, когда это необходимо для достижения стратегических целей. Любые действия, которые не служат прямой военной цели, запрещены в соответствии с этими стандартами.
- Гуманность: Любые действия, причиняющие ненужные страдания или не обеспечивающие гуманитарную помощь гражданскому населению, нарушают общепринятую правовую практику.
Военнослужащие должны придерживаться этих стандартов, чтобы предотвратить нарушения. Перечень нарушений, таких как обстрел гражданских районов или использование запрещенного оружия, может считаться военными преступлениями. За соблюдение этих стандартов отвечают не только военные командиры, но и политические лидеры, такие как президент.
Научное сообщество, особенно в университетских исследованиях, подчеркивает важность подотчетности в обеспечении соблюдения законов. Ученые постоянно изучают законность конкретных действий, проводя тематические исследования и анализируя прошлые военные операции. Эксперты в области права выявили различные проблемы в ходе недавних операций, в которых непропорционально сильно пострадали гражданские лица.
Помимо международных конвенций, в рамках национальных правовых систем могут существовать специальные правила, которыми руководствуются военные действия. Эти правила особенно важны при оценке поведения войск на чужой территории. В некоторых случаях применение силы оправдано наличием вооруженного сопротивления, но при этом необходимо всегда сопоставлять его с гуманитарными обязательствами.
Как военные, так и политические власти должны осознавать потенциальные последствия незаконных действий. Жертвы среди гражданского населения или разрушение важнейших объектов инфраструктуры могут привести к значительным дипломатическим и юридическим последствиям. Необходимость стратегического планирования и всесторонней оперативной оценки становится еще более насущной, если учесть масштабы операции.
В заключение следует отметить, что для того, чтобы операции не выходили за рамки допустимых норм международной защиты, все вовлеченные стороны должны активно обеспечивать соблюдение установленного гуманитарного права. Президент и военное руководство должны гарантировать, что их действия основаны на принципах различия, пропорциональности, необходимости и гуманности, избегая любого неоправданного вреда гражданскому населению и гражданскому имуществу. Это обеспечит долгосрочную безопасность и уважение прав всех граждан на затронутых территориях.
Биографии авторов и их научные связи
Авторы данного исследования представляют собой сочетание опыта в области военных исследований, правовых основ и операций по обеспечению безопасности. В своих исследованиях они изучают пересечения военных действий и международных норм, уделяя особое внимание правовым границам, окружающим поведение государства во время вооруженных столкновений.
Д-р Иван Лазутин
Профессор Елена Петровна занимает кафедру международной безопасности в Санкт-Петербургском государственном университете. В сферу ее основных научных интересов входят правовые аспекты миротворчества и урегулирования конфликтов с акцентом на оперативные проблемы и роль международных органов в обеспечении соблюдения мандатов безопасности. Она принимала участие в различных журналах и конференциях, посвященных эволюции законов о военном вмешательстве и защите прав гражданского населения во время конфликтов.
Для эффективного научного поиска важно использовать хорошо структурированный набор ключевых слов. Эти ключевые слова будут способствовать более точному поиску и выделять основные аспекты темы. Рассмотрим следующую подборку, которая специально разработана для исследований, связанных с военными операциями и их правовыми основами:
- Операция
- Лазутин
- Безопасность
- Вооруженные силы
- Права граждан
- Правовые основы
- Международная безопасность
- Украинский контекст
- Военное право
- Правоохранительные органы
- Социально-правовые последствия
- Военная доктрина
- Военно-правовые вопросы
- Правовые аспекты
- Уточнение для целевых исследований
Уточняя поиск, ученые должны также включить в него специфические термины, связанные с правовыми аспектами, оперативными стратегиями и военной этикой. Включение таких терминов, как «вооруженные силы», «военная доктрина» и «правовые основы», упростит процесс поиска при исследовании социально-правового воздействия военных операций на гражданское население.
Чтобы обеспечить поиск наиболее релевантных статей, добавьте такие термины, как «социально-правовые последствия» и «военное право», чтобы сосредоточиться на конкретных правовых проблемах, гарантируя, что исследование охватывает как практические, так и теоретические аспекты военного участия в зонах конфликтов.
Библиография договоров, прецедентов и научных источников
Устав Организации Объединенных Наций — основной источник информации о принципах территориальной целостности, суверенитета и применения силы, имеющий большое значение для обсуждения принудительных мер и военных действий, предпринимаемых без согласия других государств.